Elimination of Shadow Economic Relations: Legalization or Opposition?

Nadezhda Morozova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-2 / December, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
On the one hand, the shadow economic relations are considered to be the most serious threat to economic security of the state. On the other hand, they often contribute to the development of the official economy as they bring in innovative solutions to the social and economic problems. What kind of strategy should be chosen by the state: exclude the shadow relations from the economic life or actively link them up with the legal economy?



Теневые экономические отношения (ТЭО) представляют собой специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, гражданами в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Они не подконтрольны государству и часто противоречат общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству отношений.

По своему содержанию теневые экономические отношения направлены на минимизацию издержек экономической деятельности и максимизацию дохода. ТЭО проявляются в форме противоправных действий их субъектов, поскольку основаны на полном или частичном игнорировании формальных норм хозяйствования.

Трансформация и противоречия

С одной стороны, теневые экономические отношения принято считать одной из серьезнейших угроз экономической безопасности государства. С другой стороны, они очень часто способствуют развитию официальной экономики.

В процессе своего развития теневые экономические отношения постоянно изменяются и трансформируются. Исходным социально-экономическим противоречием, лежащим в основе трансформации ТЭО, является противоречие между характером регулирующего воздействия государства на условия ведения бизнеса и интересами предпринимателей.

Если система государственного регулирования экономических отношений соответствует характеру интересов предпринимательства и сложившимся морально-этическим нормам, то она создает необходимые предпосылки для поступательного развития бизнеса и экономики в целом и содействует сокращению масштабов теневой экономики. Когда же система регулирующего воздействия государства осуществляет прессинг и воздвигает все новые барьеры для эффективного развития бизнеса, это создает объективные предпосылки для его перехода в тень.

Исследования показали, что в стране за последние 40 лет существенно возросли масштабы теневой экономики, результатом чего явилось появление новых и обострение старых социально-экономических проблем (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации

Этапы развития теневой экономики
I этап.
Теневая экономика административно-распределительной системы хозяйствования (1970–1991 гг.)
II этап.
Теневая экономика переходного периода (1992–2001 гг.)
III этап.
Теневая экономика постпереходного периода
(2002 г. – настоящее время)
Масштабы теневой экономики, % от ВВП (экспертные оценки)
От 3 до 5%
От 10 до 45%
от 24 до 75% и более
Особенности содержания теневой экономики
– распространение в сферах производства и распределения хронически дефицитных товаров и услуг;
– подпольная экономическая деятельность так называемых «цеховиков»;
– специализация на производстве продукции легкой промышленности;
– производство подпольной продукции, осуществляемое в основном на государственных предприятиях;
– реализация и продажа товаров через так называемые «черные» рынки;
– преувеличение результатов хозяйственной деятельности, то есть фиктивная декларация о выполнении планов в целях получения легальных доходов (приписки)
– масштабное распространение теневых экономических отношений в отношениях собственности, практически во всех отраслях народного хозяйства;
– перемещение акцентов с фиктивных операций по преувеличению достижений хозяйственной деятельности на сокрытие деятельности с целью ухода от налогов и извлечения нелегальных доходов;
– институционализация теневой экономики, когда наряду с официальной существенные позиции заняла неформальная, повторяющая институты легальной экономики (теневое налогообложение, инвестирование, защита бизнеса и др.)
– проникновение теневых экономических отношений во все неэкономические сферы общества (политика, право, наука, образование, армия, спорт и др.);
– формирование рыночного механизма решения ряда политических, экономических, социальных, правовых, кадровых и др. вопросов;
– дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых форм к постоянно действующим сетевым формам теневых экономических отношений;
– формирование устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей органов государственной власти;
– криминализация не только теневых, но и всей системы общественных отношений

Опасные тенденции

Анализ тенденций трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации свидетельствует о том, что за последние четыре десятилетия они имели тенденцию к расширенному самовоспроизводству на основе интеграции и взаимодействия коррупции и теневой экономики.

К наиболее важным и общественно опасным тенденциям трансформации ТЭО следует отнести:

– резкое возрастание масштабов теневой экономики;

– усиление антисоциальной и криминальной направленности теневых экономических отношений;

– развитие теневых экономических отношений, заключающее в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты стабилизирующего воздействия) и регресса (негативные эффекты дестабилизирующего воздействия), в основном стало проявляться в деструктивных результатах. Причем регресс явно стал выступать как преобладающая тенденция;

– в процессе трансформации теневых экономических отношений предпринимательство и представители государственной власти изменили собственную систему ценностей, взаимоотношений, а также механизмы их реализации. Это привело к значительному преобладанию криминально-экономических отношений над неформальными социально ориентированными;

– усложнение теневых экономических отношений привело к формированию так называемых социальных рынков, где объектами купли-продажи стали политические, экономические, социальные, кадровые решения, лоббирование финансовых, экономических и иных интересов, получение различного рода привилегий, льготных условий и т.д.;

– дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых сделок к постоянно действующим сетевым формам ТЭО приводит к формированию устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей определенных органов государственной власти. Это наносит существенный ущерб социально-экономическому развитию общества.

Элиминирование

Сложность, неоднородность и противоречивость сложившейся системы теневой экономики в стране требуют выработки нетрадиционных подходов к ее решению. Таким подходом может служить элиминирование [1] теневых экономических отношений как процесс, направленный на их максимально возможное устранение и исключение из хозяйственной практики.

В современной отечественной практике в наибольшей степени используются инструменты противодействия теневым экономическим отношениям, которые, как показывает опыт, далеко не всегда позволяют решить проблему. Особенность же элиминирования как раз и состоит в том, что данная проблема решается на основе комплексного подхода в результате сбалансированного использования методов как легализации, так и противодействия теневым экономическим отношениям.

Сбалансированное использование методов легализации и противодействия предполагает, прежде всего, выработку критериальных признаков по определению места и роли (позитивной или негативной) тех или иных видов теневых экономических отношений в социально-экономическом развитии. Такими признаками должны являться, прежде всего:

– причины формирования ТЭО;

– социально-экономические интересы субъектов ТЭО;

– цели субъектов ТЭО;

– характер социальных связей, используемых для развития бизнеса;

– форма задействованного капитала (легальная или криминальная);

– используемый субъектами ТЭО способ присвоения (см. табл. 2).

Таблица 2

Признаки криминальных и неформальных теневых экономических отношений

№ п/п

Теневые экономические отношения
Криминальные экономические отношения
Неформальные экономические отношения
1
Причины формирования теневых экономических отношений
Определяемые представителями теневого бизнеса сферы незаконной предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг, наносящих вред и ущерб здоровью людей и обществу и противоречащих морально-этическим нормам
Возводимые государством административные барьеры на пути эффективного развития легального бизнеса, не наносящего вред и ущерб здоровью людей и обществу и не противоречащего морально-этическим нормам
2
Интересы субъектов теневых экономических отношений
Дальнейшее пребывание в тени и развитие криминально-экономической деятельности
Легализация доходов и осуществление своей деятельности законными способами
3
Цели субъектов теневых экономических отношений
Функционирование криминалитета существующих условий и его дальнейшее развитие
Выход на открытый рынок, легализация и эффективное развитие бизнеса
4
Социальные связи, используемые для развития бизнеса
Мафиозно-клановые связи, характеризующиеся полной закрытостью и непрозрачностью
Деловые организационные, экономические, социальные, финансовые и другие связи, характеризующиеся открытостью и прозрачностью
5
Форма капитала
Теневой (криминальный) капитал, сделка по смене собственника которого возможна лишь с субъектом криминального бизнеса
Легальный капитал, сделка по смене собственника которого возможна с любым субъектом легального бизнеса
6
Способ присвоения
Криминальные, внеэкономические способы, связанные с насилием
Общественно признанные легальные экономические способы ненасильственного характера

Легализация и противодействие

С учетом дифференциации теневых экономических отношений на неформальные и криминальные должна разрабатываться соответствующая стратегия государственной политики. Причем такая стратегия должна включать в себя два основных направления.

Первое направление – радикально-либеральное – предполагает легализацию теневых экономических отношений. Легализация должна включать в себя систему мер, обеспечивающих все необходимые предпосылки и факторы для выхода теневого бизнеса из тени и активного его подключения к легальной хозяйственной деятельности.

Второе направление – репрессивное, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики. Данные мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на противодействие и ликвидацию теневых экономических отношений в сферах производства, распределения, обмена и потребления продуктов и услуг, неприемлемых для общества в силу сложившихся морально-этических норм и наносящих ущерб жизни и здоровью людей.

Применение данного методологического подхода к разработке и реализации стратегии государственной политики в решении проблемы теневых экономических отношений позволит обеспечить максимизацию решения стоящих перед обществом задач.

[1] Элиминирование (от лат. elimino — выношу за порог, изгоняю) — исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, процессом — прим. ред.


Страница обновлена: 09.05.2025 в 13:23:11